Антошина Анна Геннадьевна

Занятия велосипедным спортом в дошкольном и школьном возрасте

 

1. Дошкольники

​         Занятия на велосипедах дошкольников начинают с 3-4-летнего возраста, когда дети уже неплохо владеют равновесием, начинают уверенно ходить и бегать. С учетом физиологически закономерной последовательности в овладении жизненно важными двигательными навыками вначале, обязательно с помощью взрослых, обучают езде на трехколесном велосипеде.  

​         По мере взросления дальнейшее обучение дошкольников лучше проводить на слабопересеченной местности с разнообразным рельефом, чтобы создать естественные условия для комплексного овладения различными способами  передвижения, способы подъемов,  спусков, повороты не только на месте, но и в движении, торможения, преодоление небольших неровностей. 

​         Все упражнения на велосипеде для дошкольников настолько просты, что не требуют какой-либо сложной методики, взрослым достаточно показать и кратко пояснить выполняемое движение. Овладение им, как правило, не вызывает у ребенка слишком больших затруднений. Желательно чаще использовать игровые формы выполнения упражнений, что будет содействовать увлечению ребенка велосипедом, обогатит его положительными эмоциями. С учетом подготовленности, самочувствия и главное настроения детей постепенно увеличивают количество повторений и темп выполнения. Перегрузки, излишнее усердие и тем более насилие здесь недопустимы. Главная задача взрослых – проводить прогулки на велосипеде на радость малышам.

 

2. Школьники

Овладение школьниками основами физической культуры, велосипедной подготовкой в частности, предусматривает решение следующих основных задач:

• укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;

• обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

• развитие двигательных способностей;

• приобретение необходимых знаний в области велосипедного спорта и оздоровительной эффективности занятий велосипедным спортом; 

• воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься велосипедным спортом, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

• содействие развитию не только физических способностей, но и свойств личности, нравственности учащихся, достижению органического единства физического, интеллектуального и нравственного воспитания. 

Нравственность определяется как качественная характеристика личности, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, в комплексе регулирующие индивидуальное поведение школьника. 

Одной из главных задач физического воспитания, и велосипедной подготовки  в частности, является формирование двигательной потребности детей, подростков, юношей и девушек, чтобы реализовать её в их последующей взрослой жизни. 

Целостная система физического воспитания в общеобразовательной школе включает четыре взаимосвязанные части: 

1) уроки физической культуры;

2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня;

3) внеклассная работа;

4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Основой физического воспитания школьников являются уроки физической культуры. Каждый урок должен иметь конкретные и четкие педагогические задачи, в соответствии с которыми определяют содержание урока, выбор методов обучения и воспитания, способа организации учащихся. На каждом уроке решают комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Обязательно планируют и формулируют только образовательные задачи, воспитание морально-волевых, нравственных качеств, оздоровление и закаливание школьников обычно осуществляется всей системой уроков велосипедной подготовки, внеклассных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, включенных в школьную программу. 

Каждый урок, являясь самостоятельной и целостной частью учебной работы, неразрывно связан с предыдущими и последующими в единую систему уроков по велосипедной подготовке. Для изучения конкретного способа передвижения на велосипеде отводится несколько уроков, связанных между собой. Нередко в течение одного урока изучение одного способа начинают, другой закрепляют, а третий совершенствуют. При планировании подобных уроков необходимо учитывать взаимодействие навыков, максимально использовать положительный перенос.

Урок по велосипедной подготовке имеет специфичные особенности, связанные с подготовкой велосипедного инвентаря, влиянием  погодных условий на процесс обучения в естественной природной среде, выполнением требований по подготовке мест занятий в соответствии с реальным состоянием  площадки для занятий и конкретными задачами урока, возвращением в школу после окончания урока и сдачей инвентаря. Наряду с этим моторная плотность урока по велосипедной подготовке выше по сравнению с другими разделами программы, что обязывает внимательно контролировать состояние учащихся, своевременно корректировать нагрузку, не допускать чрезмерного утомления. 

В зависимости от решаемых задач, этапа обучения способам передвижения на велосипеде уроки условно делят на вводные, учебные, учебно-тренировочные, тренировочные и контрольные. Каждый тип урока подчеркивает преимущественную направленность решаемых задач. 

В общей структуре всех типов уроков по велосипедной подготовке традиционно выделяют три взаимосвязанные части: подготовительную,  основную и заключительную. Трехчастная структура урока обусловлена закономерной динамикой биологических процессов в функциях и системах организма при мышечной работе.

С уважением, тренер-преподаватель по велоспорту-маунтинбайк Антошина Анна Геннадьевна.