Жильская Анна Валерьевна

Скоростной бег на коньках как положительная среда для развития детей различного возраста

Первый в мире конькобежный клуб был создан в Шотландии (г. Эдинбург) в 1742 году. Первый клуб конькобежцев в России был организован в 1864 году в Петербурге. Исторические факты свидетельствуют о ещё более древнем существовании скоростного бега на коньках у людей различного сословия как в бытовом плане (передвижение по ледяной поверхности в продовольственных целях и др.), так и в плане развлечения.

Бег на коньках с высокой скоростью предполагает овладение спортсменом очень тонкой, высокоорганизованной системой движений – техникой. Спортивный успех конькобежца зависит от его умения управлять своей скоростью бега на коньках в зависимости от программы соревнований (многоборье, отдельная дистанция), длины дистанции, характера бега соперника и ещё ряда других определяющих составляющих подготовки. Овладение такой техникой предъявляет высокие требования к координационным способностям человека. Бег на коньках с различной скоростью обеспечивается проявлением таких двигательных качеств как скорость, сила и выносливость в разном соотношении, что и является сложной координацией движения, которую шаг за шагом необходимо овладевать на различных ступенях подготовки юных спортсменов.

Физические составляющие компоненты техники бега на коньках следует развивать в соответствие с благоприятными периодами у детей. Так, например, в 7 – 9 лет целесообразно подбирать: упражнения, позволяющие увеличивать частоту движений; упражнения в статическом режиме (удержание позы); упражнения на равновесие, гибкость и на развитие простой координации движения. Ближе к 9 годам добавляется тренировочная работа в зоне большой и умеренной интенсивности, а также упражнения на точность движения.

В 10 – 12 лет можно включать упражнения для развития собственно силовых и скоростно – силовых качеств. Данный возраст благоприятен для развития скоростных качеств: время двигательной реакции и скорость одиночного движения, продолжается тренировка частоты движения. В учебно - тренировочных занятия на равне с работой в статическом режиме проводится и в динамическом, по большей части в субмаксимальной и большой зонах мощности. Если в 7 – 9 лет развитие общих координационных способностей занимало наибольшее время в подготовке юных конькобежцев, то в 10 – 12 необходимо уделять наибольшее время сложно координационным движениям и развитию специальной координации. Для мальчиков этот период продолжается до 14 – 15 лет. Развитие гибкости происходит в поддерживающем режиме на протяжении всей спортивной деятельности.

Возрастные периоды 12 – 14 лет у девочек и 15 – 16 лет у мальчиков характеризуются благоприятными для развития скоростно – силовых качеств на базе специальной координации (овладение темпо-ритмовыми параметрами техники бега на коньках). Для мальчиков данный возраст наилучший для повышение уровня развития скоростных способностей, при условии оптимального уровня развития частоты движения в более раннем возрасте. Основная тренировочная работа выполняется в максимальной, субмаксимальной и большой зонах мощности. В данном возрасте вновь возобновляется работа над координационными способностями как общими, так и специальными для конькобежцев (у девочек в 12 – 13 лет, у мальчиков в 14 – 15 лет).

В 16 – 17 лет необходимо уделять большее внимание развитию собственно силовых качеств девушкам и юношам. Для юношей тренировочная работа во всех тренировочных режимах (максимальный, субмаксимальный, большой и умеренный) благоприятна. Развитие координационных способностей происходит в поддерживающем режиме. У девушек развитие гибкости вновь становится актуальным.

Только соблюдение всех закономерностей для развития физических способностей в единой связи с обучением техники бега на коньках обеспечит спортсмену успешное спортивное долголетие.