ОСНОВЫ ТАКТИКИ. ТЕОРИЯ ТАКТИКИ В ХОККЕЕ С ШАЙБОЙ.

Теория тактики предполагает действия игроков, часто абстрактно полагаясь на понимание игроками своих обязанностей, определяя каждому игроку безмерную импровизацию и в то же время ограничивая действия, ведущие к потере шайбы или потере позиционного пространства, как в атаке, так и в обороне.

Теория тактики нападения предполагает взаимосвязь всех игроков, участвующих в игре, а еще более тесную взаимосвязь игроков в обороне, где пассивные действия, хотя бы одного игрока, приводят к пропущенной шайбе. Значение теории тактики нападения и обороны это единое целое, взаимосвязано одно с другим. Теория тактики развивается вместе с (ростом) команды – с совершенствованием мастерства игроков, с появлением опыта, с развитием физических качеств.

Теория тактики зависит от:

1. Правил игры;

2. Качества льда;

3. Спортинвентаря;

4. Индивидуального мастерства;

5. Технической подготовки;

6. Физической подготовки;

7. Подбора игроков.

Тренер должен объемно представлять действия всех игроков на площадке – атакующих и обороняющихся. Обучая на микроситуациях, коллективные действия не будут хаотичными, логически осознанными в полной мере. Теория должна доводиться каждому игроку обязательно завершенной. Начало и конец действия строятся только на понимании того, что игрок имеет определенную задачу и конечную цель.

Стабильная игра – это закрепленная теория, выраженная в перемещениях игроков атаки и обороны. Сложные многоходовые тактические перемещения задаются теоретическим обоснованием подкрепленные техническим умением – реализуется в тренировочном и соревновательном процессе. Развитие атаки и ее конец всегда ставят вопрос – почему так, а не иначе? Обосновав теоретически легче применить практически. Чем доступнее доходчивее обосновано теоретически, тем больше шансов добиться конечной цели на практике.

Уровень мастерства команды зависит от взаимонаправленных действий «звено+команда». Команда, имеющая на вооружении два понятия взаимно дополняющих друг друга, всегда имеет больше шансов на успех. Обосновав теоретически задачу на игру(ведение игры) исходя от уровня мастерства игроков, их возможностей учитываются возможности соперника. Коррективы в тактику можно планировать заранее и вносить их в течении игры и в перерывах. Каждый игрок обязан заранее понимать, что от него требуется в начале игры, что необходимо изменить во время проведения игры. Огромное значение имеет теоретическая подготовка до начала соревнований и чем она прагматичнее, тем быстрее команда может перестроиться по ходу игры, внеся коррективы в тактические действия каждого звена команды.

Несоответствие между мастерством игрока и поставленными задачами не позволяют вести игру в нужном направлении. Игровые навыки, стабильно закрепленные в процессе игровой практики, являются тем фундаментом на котором базируется теория развития и становления командного взаимодействия. Прогресс теории командного взаимодействия развивается в результате наигранных комбинаций, накопления их количества, разнообразия, разноплановости.

Задача каждого игрока – продолжить игру посредством паса. Принял (повел) – отдал – открылся.

Тактика командного взаимодействия:

  • Движение с шайбой;
  • Движение без шайбы (выбор позиции).

Движение с шайбой (ведение):

1. Без сопротивления;

2. Под сопротивлением;

3. С уходом от сопротивления;

4. С ускорением;

5. С рывком;

6. С остановкой;

7. С притормаживанием;

8. С обводкой;

9. С уводом соперника и передачей;

10. С броском;

11. С броском и добиванием;

12. На удержание;

13. На передачу;

14. На бросок;

15. На проброс.

Главная задача любого ведения шайбы – готовность к передаче.

Движение без шайбы:

1. Открывание на пас в любой точке площадки;

2. Ложные действия на получение передачи (дезориентация соперника);

3. Помеха атакующему партнера сопернику.

Ложные действия очень сложные понятия и применение их идет по заранее оговоренным тактическим действиям. Выбор позиции – основной элемент динамики игры, один из важнейших компонентов игровой ловкости.

Команда (игроки) в атаке может импровизировать, в обороне нет. Задача атакующих – как только соперник подстроился, менять свои действия, чтобы соперник снова и снова перестраивался. Это может быть – смена направления движения игрока с шайбой, передача со сменой мест, ложная передача назад (близко) затем в край, торможение (почти на любом участке средней зоны и зоны нападения). Смысл действий игроков – создание ситуации 2-1 на любом участке площадки. К игроку с шайбой закатывается партнер и вдвоем отыгрывают соперника. При построении последовательности развития атаки необходимо учитывать:

  • Импровизацию атакующих
  • Опыт разгадывания замыслов защитников
  • Силовое противоборство защитников
  • Случайную потерю шайбы
  • Некачественный лед.

Необходимо развивать теорию ведения обороны для игроков передней и задней линии:

  • основная задача-блокирование игрока первым подбирающего шайбу и правильный выбор защиты остальными;
  • сведение атаки соперника в удобную сторону с дальнейшим сближением и атакой;
  • атака первым и последующими только на полной скорости;
  • по действиям первого атакующего действуют остальные (читают атаку соперника);
  • возврат в оборону исходит из понятия собственных обязанностей в первую очередь.

  С уважением, тренер-преподаватель по хоккею с шайбой Тихомиров Павел Альбертович.