Козырев Максим Юрьевич

РАЗВИТИE СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ,

ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВЕЛОСПОРТОМ

Козырев М.Ю., тренер-преподаватель по велоспорту

Физические качества человека определяются прежде всего в проявлениях его двигательной активности.

Для занятий велоспортом необходимо хорошее развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости) и волевых ( настойчивости, смелости, инициативы). Значение развития физических и волевых качеств для каждого спортсмена очень велико, они всегда пригодятся во время тренировок, в период соревнований, да и в повседневной жизни.

Вести работу по физическому воспитанию подростковнельзя, если не учитывать их анатомо-физиологические и психологические особенности.

На подростковый возраст (11-14 лет) приходится период полового созревания. Поэтому характерной чертой данного возраста являются существенно морфо-функциональные изменения, т.е. усиленный рост длины тела, интенсивный прирост мышечной массы, а значит и массы тела.

Подростковый возраст - период активного формирования скелета. Длительные однообразные физические упражнения приводят к одностороннему, ассиметричному развитию мышечных групп, что, в свою очередь, чревато искривлением позвоночника и различными нарушениями осанки. Поэтому уже с первых занятий необходимо строго следить за правильностью осанки во время выполнения физических упражнений. Кроме того, избежать «круглой» спины и сутуловатости помогут упражнения, подобранные с таким расчетом, чтобы достаточно нагружались мышцы спины и шеи.

Центральной нервной системе подростков свойственна значительно большая возбудимость и подвижность нервных процессов. Это обеспечивает быструю врабатываемость организма при физической нагрузке. Поэтому подросткам можно не предлагать длительную разминку перед занятием, чрезмерно не затягивать подготовительную часть занятия.

У подростков 13-15 лет физические упражнения вызывают такое же повышение кровяного давления, как и у юношей 16-18 лет. Это указывает на большие функциональные возможности системы кровообращения у подростков.

Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на дыхательную функцию. При выполнении мышечной работы потребление кислорода увеличивается с возрастом, как в абсолютных, так и в относительных показателях.

Еще одна особенность подростков - они быстро устают от однообразной нагрузки. Помня это, при занятиях с подростками, нужно как можно чаще менять характер выполняемых упражнении.

В подростковом возрасте продолжается активно совершенствоваться центральная нервная система. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, что может быть причиной быстрой нервной и физической утомляемости подростков. Поэтому упражнения в этом возрасте не должны быть чрезмерно нагрузочными, как в физическом, так и в эмоциональном отношении. (А.Г. Хрипкева, 1982 г.).

Организм подростков по-разному реагирует на нагрузки различного характера. В силу целого ряда причин 11-14 летние мальчики легко переносят даже значительные нагрузки скоростного характера, но значительно труднее - нагрузки силового характера и связанные с проявлением выносливости.

На этом возрастном этапе проявляется и пристальное внимание подростков к личности тренера. Правильное понимание преподавателем этих возрастных особенностей будет способствовать установлению хороших отношений между ним и занимающимся на тренировочном занятии и вне его.

Подростковый возраст - это тот возраст, когда начинают закладываться основные личностные качества, и подростковый возраст благоприятен для развития силовых качеств. Поэтому нужно соблюдать правила построения силовой тренировки.

Для повышения физического развития и благоприятного воздействия на организм рекомендуется:

  • давать нагрузку в соответствии с данными занимающихся (физическими, психологическими, личностными);
  • давать нагрузку в соответствии с тем, какую силу мы хотим развить у занимающихся (динамическую, статическую, взрывную и др.);
  • при занятиях силовой подготовкой рекомендуется каким-либо способом узнавать состояние занимающихся (спрашивать, измерять ЧСС (частоту сердечных сокращений), артериальное давление);
  • строго нормировать занятия силовой подготовкой в соответствии с возрастом, физической подготовленностью занимающихся;
  • строго нормировать величину отягощений в соответствии с возрастом, физическими возможностями занимающихся и с тем, какую силу развиваем;
  • рекомендуется давать отдых занимающимся после физических нагрузок силового характера.

Высокие результаты велосипедистов возможны лишь при разносторонней подготовке гонщиков.