Петрова Ирина Сергеевна

МОТИВАЦИЯ У СПОРТСМЕНОВ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП

Мотивация это побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

На начальном этапе занятия спортом для ребенка лучшей мотивацией (еще и наглядной) служит пример родителей, тренера и товарищей, с которыми он тренируется. Маленьких детей легко замотивировать: каждая тренировка — это новый навык и умение, а значит и маленький успех. Каждые соревнования в этом возрасте – чаще улучшенный результат! Это придает юному спортсмену силы, веры в себя и мотивации продолжать работать. Но как только он переходит в этап наращивания всех навыков и умений, который совпадает с окончанием начальной школы, с активным ростом всего организма, мотивация начинает угасать.

Как мотивировать ребенка и помочь не сдаться в таком сложном переходном периоде?

Внешняя материальная мотивация – это самый быстрый и простой способ, но работать он будет не долго. Шоколадки, деньги, новые гаджеты не смогут удержать ребенка надолго в секции.

И тут главную роль должен сыграть тренер, как человек уже года 3, как минимум, занимающийся с этим спортсменом. Тренер обязан знать в любой момент жизни спортсмена, чем он мотивирует себя и если вдруг мотивация пропадает, то он должен уметь переключить на новую цель, возможно просто более узкую и конкретную задачу. Тренер должен уметь ставить цели и задачи исходя из способностей, физических качеств и подготовленности к данному старту, каждого спортсмена в отдельности. Это гораздо эффективнее, чем фраза: «Ты должен сделать все, чтобы победить». На следующие соревнования цель должна измениться, но ни в коем случае нельзя устанавливать чрезмерные задачи и мотивации т.к. это может привести к дополнительному напряжению спортсмена, вследствие волнения.

Наибольшей силой мотивации обладают спортсмены циклических видов спорта, требующих преимущественно проявления выносливости. В скоростно-силовых и игровых видах мотивация не так сильно выражена, но зато она более сложна и тесно связана с различными чертами характера личности.

Считаю, что если возникают непреодолимые трудности в учебно-тренировочном процессе, пропадает мотивация, то родители, спортсмен и тренер должны включить в этот процесс спортивного психолога. Ребенок сможет поделиться с ним своими тревогами и страхами и поработать над ошибками, которые чаще всего идут из головы. Спортивная психология уже давно развивается и иногда, ни тренер, ни родитель, ни сам спортсмен могут просто не распознать причину в начале, а потом она как снежный ком перерастает в большую проблему. Поэтому, важно объяснить ребенку, что всегда ему готовы оказать помощь и поддержку со всех сторон, дабы помочь привести его к намеченной цели.