Гасай Валерий Данилович

Гасай Валерий Данилович

Должность: Тренер
Образование: высшее профессиональное, Гос.ордена Ленина и Красного Знамени институт физической культуры  им. П.Ф.Лесгафта
Специальность: физическая культура и спорт
Квалификация: преподаватель-организатор физкультурно-оздоровительной работы и туризма
Ученая степень: без степени
Звание: без звания
Учёное звание: Не имеет ученого звания
Квалификационная категория: Перваякатегория
Дата аттестации: 25.03.2019
Общий стаж: 40 лет, 9 мес., 5 дн.
Педагогический стаж: 40 лет, 9 мес., 5 дн.
Стаж в учреждении: 9 лет, 9 мес., 18 дн.
Стаж по должности: 9 лет, 9 мес., 18 дн.
Повышение квалификации: Ступени профессионального роста: переход на ФГОС ООО. модуль "Методическое сопровождение педагога доп.образования., Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования центр повышения квалификации специалистов "Информационно-методический центр" Приморского района Санкт-Петербурга
Объем курса (часы): 36
Дата: 29.11.2017

В поиске наиболее эффективных средств и методов подготовки, тренер ДЮСШ должен учитывать возрастные особенности занимающихся. Различные органы и системы организма формируются, созревают, развиваются неравномерно (теория «гетерохронности»). Генетическую детерминированность этапов онтогенеза усматривают в том, что различные его стадии контролируются различными генными структурами, направляющими морфогенез в зависимости от взаимодействия результатов предшествующих стадий и факторов, вступающих в действие на последующих стадиях этого развития.

«Пусковые» периоды относительно продолжительных стадий онтогенеза получили название «сенситивных» (чувствительных) периодов развития. Под сенситивными периодами развития в современной психофизиологии понимают обусловленные генетически и внешней средой, взаимосвязанные во времени периоды интеграции процессов, регулирующих клеточный метаболизм, в результате чего наступает стойкий морфологический или физиологический сдвиг. Сенситивные периоды рассматриваются и как фазы наибольшей реализации потенций организма в онтогенезе, и как периоды, когда специфическое воздействие на организм вызывает определённую повышенную ответную реакцию.

Применительно к тренировочному процессу вышеизложенное означает что, если одна система организма, которая, например, является предпосылкой для воспитания быстроты движений, развивается раньше, то другая – для воспитания силовых способностей позже. Отмечают следующие периоды развития: ускорение роста системы, замедление, относительная стабилизация. В связи с этим изменяется содержание средств, методов и форм организации тренировочного процесса.

К примеру, рассмотрим особенности младшей возрастной группы (7-11 лет). В этом периоде детства происходят сложные процессы подготовки к половому созреванию и формируются двигательные навыки в процессе систематического обучения. У детей этого возраста относительно меньше увеличиваются поперечные размеры тела, они больше прибавляют в росте. Годовой прирост около 4 см. Благодаря повышенному содержанию мягкого органического вещества в основной костной ткани, растущая кость эластична, но ещё не обладает совершенной, приспособленной к нагрузкам функциональной структурой. Изменения сердечно-сосудистого аппарата происходят неравномерно. Объём сердца увеличивается медленнее, чем суммарный просвет сосудов. Просвет крупных сосудов, а так же прекапилярного и капилярного русла у детей этого возраста относительно больше, чем у взрослых. В этом одна из причин низкого артериального давления. К 10-11 годам АД достигает 96/59 мм.рт.ст. Иннервационный аппарат сердца развивается неравномерно: симпатические влияния на сердце ребёнка более выражены, чем парасимпатические ( возбуждение преобладает над торможением ). ЧСС в покое 86-84 уд./мин. Сердцебиение учащается на вдохе и замедляется на выдохе (дыхательная аритмия). Минутный объём сердца в расчёте на 1 кг. веса у детей больше чем у взрослых. Это связано в основном с частотой сокращений. У детей этого возраста сравнительно мало белых быстрых волокон, которые обеспечиваются энергией главным образом за счёт анаэробного гликолиза, зато относительно больше красных волокон, потребляющих во время работы много кислорода.

В ходе естественного развития к 10-11 годам достигаются высокие аэробные возможности. В этом возрасте наблюдают очень большие относительные величины МПК. Наиболее высока относительная мощность, соответствующая анаэробному порогу. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы функционируют сбалансированно, что также способствует повышению аэробных возможностей. Отличительные черты психики этого возраста следующие: ребёнок не способен надолго сосредотачиваться. Сила нервных процессов невелика. Резко выражено запредельное торможение при действии сверхсильных или монотонных длительных раздражителей.

Период 10-12 лет – лучший возраст для обучения. Особенно развиваются в этом возрасте быстрота, ловкость и аэробная выносливость. Вместе с тем уровень развития гибкости начинает снижаться, так что её совершенствованию необходимо уделять всё больше внимания. Особенно осторожно следует подходить к развитию скоростной выносливости. Анаэробные упражнения можно выполнять лишь в небольшом объёме и только после соответствующей подготовки. Силовые упражнения должны быть средней интенсивности.

Теперь рассмотрим особенности данной возрастной группы с точки зрения не отдельных систем организма, а как взаимосвязь этих систем. На этапе начальной спортивной подготовки для юных спортсменов 8-ми летнего возраста характерно значительное количество взаимосвязанных между собой признаков. Причём у девочек этот показатель несколько выше, чем у мальчиков. В 9-ти летнем возрасте у девочек количество взаимосвязей понижается, у мальчиков же оно повышается. В 10-ти летнем возрасте у девочек наблюдается дальнейшее понижение взаимосвязей. Это связано с накоплением энергии для качественного перевода организма на последующую ступень развития. У 95% девочек 10-ти летнего возраста активно развиваются молочные железы, появляется лобковая растительность, что свидетельствует о начале полового созревания. В 10-ти летнем возрасте у мальчиков, как и у девочек, происходит рассогласование между системами организма. Начальный период полового созревания индивидуален и может наступать раньше у акселератов и позже у ретардантов. Огромнейшее количество энергии используется для создания новой для организма системы, основная функция которой – продолжение рода человеческого. Этап начальной спортивной подготовки, как для девочек, так и для мальчиков, характеризуется повышением активности роста и развития организма, изменением взаимосвязей между системами, что, в свою очередь, требует перестройки структуры и содержания педагогических действий. В 11 лет и у девочек и у мальчиков происходят изменения в сторону увеличения ростовых показателей. Происходит качественный и количественный «скачок» в биологическом развитии. Причём более значительно у девочек. У девочек 12-13 лет отмечено вторичное (после 10 лет) снижение общего количества взаимосвязей между признаками, характеризующими соматическое развитие. В этом возрастном диапазоне отмечено снижение тонуса коры большого мозга, что отражается на состоянии всего организма, на эмоциональном состоянии. У 12-летних подростков, по сравнению с предыдущим возрастом, информационная значимость признаков почти не изменилась, а уменьшение взаимосвязей в основном происходит внутри факторов. Это, по существу, возраст, когда отмечено последнее снижение взаимосвязей между соматическими признаками у подростков. В дальнейшем количество взаимосвязанных между собой параметров увеличивается и в 15 лет оно достигает наивысшего уровня, который наблюдается и у юных спортсменов в 9-ти летнем возрасте. У девушек в 14 лет происходит увеличение взаимосвязей признаков, повышается биологическая надёжность. Эти процессы резко снижаются в 15 лет. Нарушается единство внутри всех факторов соматического развития. Для большинства девушек этот возраст – завершающий период полового созревания. К этому времени двигательный и вестибюлярный анализаторы достигают высокого уровня развития, что способствует образованию достаточно совершенных динамических стереотипов в двигательном анализаторе, овладению в совершенстве техникой спортивных движений. Биологические изменения, происходящие в каждом возрасте, требуют использования разных форм и содержания педагогических воздействий, соответствующих его возрастным возможностям. Одним из компонентов структуры спортивных способностей является мышечная сила, т.е. способность преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий. Возрастное формирование силы неравномерно: каждая из мышечных групп проходит свой специфический путь развития. Возрастные закономерности присущи так же развитию быстроты, темпа движений, выносливости общей и скоростной, координации и гибкости и т.д. В своей работе тренер должен учитывать возрастные особенности занимающихся, умело использовать благоприятные периоды развития организма для развития определённых качеств и достижения спортивных результатов. Спортивная деятельность не должна мешать гармоничному развитию организма юных спортсменов, угнетать функцию развития. Она должна способствовать своевременному «раскрытию» всех потенциальных качеств, заложенных природой.