Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе
Свеча горела…
«Импровизация на тему: жизнь и творчество Бориса Пастернака» - так назывался урок, на котором присутствовали 9-11 классы. Изучение творчества поэта – программная тема как для 9, так и для 11 класса. Очень важно не только познакомиться с главными этапами жизни и творчества, но и погрузиться в метафорический мир Пастернака, отыскать ключи к раскрытию смысла его произведений, «пропустить через себя», совершить открытие...
Формат жанра импровизации выбран был не случайно. Всегда импровизация основана на знании, опыте, умениях и, конечно же, на знании определенных законов композиции. В ходе урока ребята читали стихи Пастернака, рассказывали о жизни поэта, участвовали в поэтическом эксперименте. Так, например, был сделан акцент на самоопределении Пастернака, который во всем добивался совершенства («Во всем мне хочется дойти до самой сути…»), который искал свой путь в жизни и поэтому процесс самоопределения в профессии шел достаточно долго. Он замечательно рисовал, сочинял музыку, изучал философию… И когда принял решение остаться в поэзии и писать стихи и прозу, то выявленные ранее способности проявились в полной мере и здесь, в словесном творчестве.
Стихотворения Пастернака прозвучали в исполнении Ященко Богдана («Нобелевская премия»), Каримова Роберта («Гамлет»), Зуева Эдуарда («Определение поэзии»), Коровина Данила («Быть знаменитым некрасиво»), Ермакова Владимира («Ветер»), Андреевой Варвары и Оборского Михаила («Зимняя ночь»), Королевой Александры, Рошковского Валентина, Масс Виктора, Газданова Александра, Михайловского Михаила, Овечкина Михаила, Грузина Николая и других ребят. Интересно было узнать, как композиторство проявлялось в стихах поэта: стихотворение «Метель» было исполнено по законам музыкального произведения – фуги (Морозов Влад, Янченко Юра, Светлана Юрьевна).
Всегда важно, чтобы в событии участвовали как взрослые, так и ребята – учитель информатики Маргарита Петровна и учитель литературы Светлана Юрьевна прочитали две «Импровизации» (1915 и 1946 годов), что позволило увидеть разницу в восприятии жизни молодого поэта и поэта зрелого, пережившего «много на своем веку»…
Урок, который длился 1,5 часа, заканчивался словами поэта: «Будем верить, жить и ждать». Верить в разумное, доброе, вечное…