Посадка — элемент техники велосипедного спорта. Рациональное расположение спортсмена на велосипеде определяет технику владения велосипедом, технику педалирования и выполнение технических приемов.
Под термином "посадка" в велосипедном спорте понимают положение туловища, рук и ног велосипедиста относительно велосипеда. Посадка гонщика — его основное рабочее положение. Качество посадки определяется аэродинамическими характеристиками, условиями для управления велосипедом и удобствами для мощного высокочастотного педалирования.
Посадка велосипедиста не является постоянной. Она динамична и зависит от многих факторов в конкретных соревновательных при тренировочных условиях. Совершенствование техники посадки — бесконечный процесс, значимость которого возрастает с ростом квалификации спортсмена.
При воспитании навыка посадки нельзя спешить, как и нельзя допускать самостоятельного усвоения спортсменом — новичком рациональной посадки.
Посадка велосипедиста зависит от наклона туловища. При низкой посадке велосипедист держится за нижнюю часть руля руками, согнутыми в локтевых суставах, чем обеспечивает низкое положение туловища, головы, плеч. Такая посадка жестко фиксирует положение таза гонщика на седле, создает упор седалищных бугров в специальный профиль седла и позволяет создать условия для эффективного педалирования, исключающего движения таза относительно седла и раскачивание велосипеда в поперечных направлениях. Низкая посадка применяется во всех случаях езды на высоких скоростях. При этом КПД всей системы отвечает наивысшим показателям. Цель низкой посадки — уменьшение сопротивления встречному потоку воздуха. Спортсмен, приподняв голову, обеспечивает контроль проезжей части.
Средняя посадка — наиболее распространенное рабочее положение во время тренировочных занятий и соревнований на шоссе. При средней посадке велосипедист держится за основание тормозных ручек полусогнутыми в локтевых суставах руками, что обеспечивает средний наклон туловища и головы. Позвоночный столб более выпрямлен, голова находится в привычном положении, и спортсмен имеет возможность свободно следить за дорогой. Среднюю посадку используют, когда потенциальные возможности гонщика или сравнительно невысокие скорости позволяют вести гонку, предоставляя некоторый отдых мышцам спины, шеи, рук и т.д.
Высокая посадка используется во всех видах велосипедного спорта во время езды в спокойном темпе. Велосипедист держится за верхнюю часть руля незначительно согнутыми в локтевых суставах руками. Положение туловища приближается к вертикальному.
Квалифицированный гонщик владеет многими вариантами посадки, обусловленными общими закономерностями, видом гонок. Удобная поза на велосипеде должна сочетаться с необходимостью обеспечить хорошие аэродинамические качества. Сила сопротивления встречного потока воздуха — главное препятствие для велосипедистов при езде.
С увеличением скорости движения сопротивление воздуха возрастает в гораздо большей степени, чем скорость велосипедиста. Сопротивление воздуха растет в квадрате от скорости движения. Аэродинамическая сила сопротивления зависит от коэффициента лобового сопротивления и существенно меняется при различных посадках. Применение одного и того же костюма, шлема и другой экипировки различными гонщиками по-разному изменяет воздушное сопротивление. Подбирать экипировку следует индивидуально для каждого гонщика с учетом его рациональной посадки.
Величина аэродинамического сопротивления зависит от антропометрических характеристик телосложения гонщика (роста, массы тела, длины его нижних конечностей). Объективные данные аэродинамических характеристик получают при обследовании посадки в аэродинамической трубе. Более простой и доступный способ определения аэродинамичности посадки — буксировка велосипедиста на тросе с установленным динамометром на руле велосипеда. Руководствуясь его показаниями, гонщик принимает наиболее аэродинамичную посадку, запоминает ее и закрепляет в тренировочных занятиях и гонках.
С уважением, тренер-преподаватель по велоспорту-маунтинбайк Шеляков Кирилл Сергеевич.