Галухин Иван Сергеевич

Галухин Иван Сергеевич

Занимаемая должность: Тренер-преподаватель
Вид образования: бакалавр
Образовательное учреждение: ФГОУ ВПО "Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург"
Специальность: Физическая культура
Квалификация: бакалавр
Стаж по должности: 21 год

С 2007 г. работая тренером-преподавателем по футболу с детьми от 5 лет и старше, я сделал свои выводы об особенностях работы с детьми в разные возрастные периоды.

Игры с мячом отличаются: разнообразием возможностей свободного движения, что привлекает к ним людей всех возрастов. Основы и характер последующего развития двигательной одаренности закладываются в самом раннем детстве. Ребенку в его развитии нужны двигательные раздражители и двигательные импульсы, проявляющиеся в «неистовстве» свободной игры. Чем больше имеется возможностей «побеситься» на игровых площадках, тем лучше для последующего биологического и в том числе двигательного, развития ребенка. Таких жизненно важных свободных игровых площадок в городах крайне не хватает, а там, где они имеются, возможности их использования очень ограничены. Как правило, всякие игры с мячом запрещаются. Однако именно эти свободные игры формируют у детей те основы ловкости, сноровки и двигательной приспосабливаемости, которые оказывают решающее влияние на дальнейшее развитие самых разнообразных двигательных навыков. Любому таланту для его совершенствования нужна стимулирующая обстановка. Однако не все в равной мере одарены от природы и не все в одинаковой степени способны к учению. Поэтому мы должны ориентироваться не только на тех, кто уже добился существенных успехов, но и на игроков невысокой квалификации, которые тем не менее упорно стремятся к личному совершенствованию.

Футбол с его ошеломляющей сменой конфликтныx ситуаций, положений, где можно показать, кто на что способен, с его неизвестностью, кто же окажется победителем, вознаграждает ребенка, решившего принять участие в игре, бесконечным множеством самых разнообразных приключений, риском, волнениями, связаны с неудачей или радостью победы над соперником. Вновь и вновь борьба за мяч, вновь и вновь стремление забить его в ворота. Вот чего ждет ребенок от футбола, и этого нельзя не учитывать, ставя перед собой задачу повысить качество игры юных футболистов. На занятиях и на тренировках ребенок должен играть в футбол. Учебная работа должна как можно быстрее приносить ребенку радость. Путь к этому - разнообразие игровых форм занятий и тренировок.

Свободная игра на полянке – важная основа развития футбольной одаренности. Здесь в обычном соперничестве за мяч, в борьбе за успех развивается целая палитра двигательных навыков.

Поэтому столь велика роль этих свободных игровых площадок, где ребенок имеет возможность порезвиться еще до того, как с ним начнет заниматься тренер или педагог. Разнообразие двигательных нагрузок в свободной игре является лучшей основой будущих занятий в команде, в ходе которых от ребят потребуется умелая игра. Тренировки во всех возрастных группах и на всех уровнях мастерства ведутся с целью совершенствования игры. Обучение самых юных футболистов в первую очередь направлено на развитие игровой ловкости.

Менее существенным является вопрос о величине нагрузки. Физическая нагрузка в футболе не устанавливается заранее, не является запланированной заранее «неизбежной нагрузкой»; за каждым максимальным напряжением следует отдых. Эти варьируемые соотношения между упражнениями и отдыхом эффективность способствуют улучшению деятельности системы кровообращения и позволяют дозировать нагрузку таким образом, что нет никаких оснований опасаться утомления, не говоря уже о переутомлении в играх с нормальной мотивацией, т. е. в детском футболе. Ребенок подсознательно ощущает необходимость отдыха. Свидетельством тому – игры на крытых площадках, где мальчики часами гоняют мяч с неизменным энтузиазмом.

Каждый ребенок сам определяет характер игры применительно к своему возрасту. Здесь все зависит от индивидуальной одаренности, врожденных особенностей, от степени биологического развития и от накопленного игрового опыта. Действия ребенка на поле являются его реaкцией на весьма простой раздражитель - сопротивление соперника, вопреки которому необходимо забить возможно больше голов. Здесь игровой замысел предельно прост, но действует он весьмa интенсивно, так что именно у детей спортивный азарт является первейшим отличительным признаком их действий. Ребенок испытывает от игры удовольствие, именно это обстоятельство и подогревает его азарт. При этом техника владения мячом никакой роли не играет. Каждый ребенок играет как может, считает себя членом команды и участвует в борьбе за общую цель.

Возраст от 8 до 12 лет.

Дети этого возраста уже могут учиться играть сознательно, и эту черту необходимо развивать целеустремленно и настойчиво. Биологическое развитие дает возможность постигать общие законы тактики, и развивается «моторная память позволяет обучать ребенка технике игры. Мальчики этого возраста любопытны и любознательны. Именно в этом возрасте они испытывают потребность в хорошем наставнике, под его руководством они осваивают и закрепляют основы техники, тактики, развиваются физически. Возникает чувство партнера, начинают определяться игровые роли. Вначале дети весьма не критически относятся к собственным достижениям, к 12 годам они начинают воспринимать, их более осмысленно. Успехи и неудачи оказывают возрастающее воздействие на психику.

Решающее значение для становлении спортсмена имеет правильное методическое обучение игре именно в этом возрасте. Нельзя осваивать технику в отрыве от игры и сводить ее лишь к обучению движениям. Передачу внутренней или внешней стороной стопы нельзя рассматривать просто как отдельное движение, нельзя разучивать его в отрыве от игры как таковой. Способ, момент и направление передачи мяча всегда определяются действиями партнеров и соперников в данной игровой ситуации. Поэтому и поведение мальчика на тренировке должно определяться тем, как он понимает игровую ситуацию и какое решение принимает.

Игра невозможна без оценки обстановки и без реакции на ее изменения. Значит, игровая ловкость должна шлифоваться под воздействием постоянно меняющихся стрессовых ситуаций, все новых и новых восприятий окружающей обстановки. В этом возрасте особое значение приобретает воспитание у ребенка психической устойчивости, позволяющей избегать нервозности, опрометчивости, потери контроля и уверенности в действиях. В этом возрасте вырабатываются уверенность в себе, целеустремленность и игровое настроение.

Общие основы тактики, такие как бег без мяча и опека соперника, единоборство, дриблинг и укрывание мяча туловищем, в конце этого возрастного периода должны восприниматься футболистами вполне сознательно, как элементы собственного игрового поведения.

Силу рекомендуется развивать только вместе с ловкостью. Здесь в качестве противовеса собственной массе ребенка используют мяч. Хорошие результаты приносят парные упражнения, иногда приходится преодолевать сопротивление партнера. Они доставляют большое удовольствие из-за ощущения соперничества. В конце этого возрастного периода ребенок, должен уметь управлять собственным весом в прыжке, падать на пружинящие руки после отбивания низко летящего мяча головой, использовать силу в момент единоборства. Главной целью занятий в этот период является выработка основ динамической мощной индивидуальной игры.

Возраст 12-16 лет

В этой возрастной группе происходит закрепление всех основ мастерства, заложенных ранее. Тренировочные нагрузки направляются на поддержку и стимулирование процесса естественного биологического развития

и создание предпосылок для постепенного перехода юниоров в разряд взрослых спортсменов. К достижению этой цели должен стремиться каждый талантливый юноша в возрасте от 16 до 18 лет.

Юношам необходимо тренироваться ежедневно - три дня в составе команды, а в остальные дни индивидуально, по собственной программе, зависимости от обстоятельств, связанных с работой или учебой. Большое значение в формировании чувства ответственности, уверенности в своих силах и целеустремленности приобретает воспитание у молодых футболистов самостоятельности в мышлении и в действиях. Разумеется, юноши этой возрастной категории различаются по степени физического развития, что весьма заметно сказывается и на уровне мастерства. Наиболее талантливым и развитым юношам для их дальнейшего развития необходимы занятия в сильном коллективе. Тренировки юниоров должны быть максимально приближены к условиям соревнований. Однако лишь игры с равным по силам соперником развивают игровое мышление, игровую активность.

Исходя из моей статьи, можно сделать вывод, что ребенка надо развивать последовательно и планомерно, придерживаясь и учитывая его возрастные физические и психологич

logo2x

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«ОЛИМПИЙСКИЕ НАДЕЖДЫ»


Санкт-Петербург, ул. Савушкина, дом 134, корп.4, лит. А

Время работы: 09.00 - 18.00

+7(812)246-50-40


Olympichopes@sport.gugov.spb.ru

Официальная группа