23-24 октября на Зимнем стадионе состоялись традиционные соревнования по легкой атлетике «Открытый старт» среди юношей и девушек до 14 лет и юношей и девушек до 16 лет.
Тренеры по легкой атлетике: Кычанова Ольга Борисовна, Петрова Ирина Сергеевна и Кербис Виктория Альвиновна.
Автор фото https://vk.com/bulbovas Евгений Булбовас.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
В спортивной ходьбе на 2000 метров среди девушек 2008-2009
первое место ОЛЬНЕВА АЛЕКСАНДРА ( дебют в этом виде и сразу II спортивный разряд)
второе место КИЗЮК ВАСИЛИСА
третье место СИВУХИНА ЛЮБОВЬ ( дебют в этом виде)
В спортивной ходьбе на 2000 метров среди юношей 2008-2009
первое место КИЗЮК ПЕТР
В беге на 400 метров среди девушек 2008-2009
первое место НИКОНОВА ИРИНА
второе место ПОРУБОВА АЛЕКСАНДРА
В беге на 800 метров среди девушек 2006-2007
второе место СЕРГИЕНКО АНАСТАСИЯ
Прыжок в высоту
первое место ЧИЖИКОВА ДИАНА
Толкание ядра
третье место БРАСЛАВСКАЯ ЛАДА
«Легкая атлетика» - более «поздний» вид спорта, в котором наивысшие результаты достигаются в возрасте и 23-35 лет.
Какие ставятся задачи для групп начальной подготовки (НП) в легкой атлетике с учетом многолетних тренировок?
Специфика тренировочного процесса у детей 7-11 лет обусловлена определенными факторами – функциональными возможностями. Не секрет, что существуют проблемы в изучении особенностей адаптации детей к физическим нагрузкам, а так же механизмов, которые их регулирует. Только многолетние наблюдения, собранные в специальной литературе и личный тренерский опыт, дают возможность проанализировать определенные аспекты и дать рекомендации родителям и молодым специалистам.
Дети меньше приспособлены к непрерывной длительной нагрузке по сравнению с взрослыми. Они предпочитают короткие виды двигательной активности, что объясняется их меньшей продолжительностью концентрации внимания, потребностью в стимулах и пониженной мотивации к длительным нагрузкам. Легкая атлетика многогранна (47 видов). Скоростные, скоростно-силовые, силовые виды и выносливость.
Основной механизм всех видов – возникновение мышечного сокращения. В его основе лежит расщепление АТФ (аденозинтрифосфат). Это соединение находится в небольшом количестве в мышце в состоянии покоя. Как только начинается сокращение, возникает необходимость в дополнительном количестве АТФ. Интенсивное сокращение, не превышаемое 40-50 секунд, обусловлено анаэробными реакциями (без использования кислорода) и в основе своей работают в спринте, прыжках, метаниях. Мышечные сокращения более длительные, протекают при необходимости кислорода (аэробные). Хотя в большинстве видов используются оба пути выработки энергии. Ограничение в использовании анаэробного обеспечения мышечной мощности определенно небольшим весом детей и маленьким процентом соотношения мышечной массы к массе тела. Использование анаэробного запаса пути энергообеспечения у детей составляет 20-30 секунд. Показатели максимальной аэробной мощности, это показатель отражает наивысшую интенсивность метаболизма (обмена веществ) – энергообеспечения организма. Аэробная мощность зависит от респираторных показателей (объем легких), так же размера мышц, в которых активируются ферменты, и сердечно-сосудистой системы (которая трансформирует кислород из окружающего воздуха в клетки тела). Объем легких в 7-11 лет составляет 1-2 литра, а у взрослого человека 3-4. Влиять на увеличение мышечной массы мы тоже не можем, по ряду физиологических аспектов. Для этих процессов необходимо включение гормональных систем организма, которые в данном возрасте находятся в спящем режиме и начинают включение в 12-15 лет. Сердечно-сосудистая система напрямую развивается в параллель со всем организмом и длительные, и интенсивные нагрузки вредят и закладывают платформу для патологических изменений в следующем этапе развития детского организма. Конкретно работать на развитие качеств с использованием анаэробного и аэробного обеспечения энергии мы не можем на этапе НП. Для детей возраста 7-11 лет необходима дозированная нагрузка анаэробного порядка 10-20 секунд и аэробная не длительнее 35 минут.
Если рассмотреть костную и мышечную системы детей, специфика здесь ярко выражена. Постоянный рост и процесс формирования суставов, хрящевых тканей и сухожилий. Специализированные нагрузки (мощность отталкивания, сила, выносливость) в этой возрастной период не только не допустимы, но и противопоказаны. Нагрузка на ткани, которые полностью не сформировались, разрушает их.
Достаточно много детей приходят в группы НП по легкой атлетике из других ранних видов (гимнастика, фигурное катание) спорта, и, к сожалению, уже с патологическими изменениями опорно-двигательного аппарата (суставы, связки). Повышенный травматизм так же связан с особенностью мышечного сокращения в детском возрасте. У взрослого человека четко регламентируется сокращение и расслабление мышечных групп во время движения. При нормальном цикле, когда одна мышечная группа сокращается, другая большую часть времени расслабляется, существует короткий промежуток времени, когда обе группы мышц сокращается одновременно. Так называемое, ко-сокращение. У детей наблюдается длительное ко-сокращение. Одновременно работа двух групп, что естественно, влияет на связочный аппарат, который в свою очередь находится в постоянном напряжении. Длительная двигательная работа увеличивает и суставную нагрузку, где еще не сформировались хрящевые ткани в костные и подвергаются «стиранию», утончению слоев. Ко-сокращение имеет значения для стабилизации суставов, а так же для контроля плавности движении. Но у детей, с длительным мышечным ко-сокращением, нет времени для отдыха противоположных друг другу групп мышц. Детки и отличаются угловатостью движений. У них еще отсутствует необходимый нервно-мышечный контроль, обеспечивающий оптимальную синхронизацию действий между мышечными группами. На систему синхронизации возможно влиять. Необходимо использовать разнообразные разминочные упражнения с многократным повторением, но изменяя углы, условия, динамику (бросок мяча вниз, вперед, вверх). Зная основные физиологические особенности детей 7-11 лет, мы подошли к направлению тренировочного процесса для детей НП в легкой атлетике.
Положительно воздействовать на детский организм мы можем за счет:
1.Постоянной вариативности упражнений (дети не могут длительно концентрировать внимание).
2.Использование упражнений координационной направленности. Это включение прыжков, кувырков и различные броски. Не ставя задачи на сложные технические элементы. Более серьезные технические элементы и движения включаются в следующем возрастном периоде с 12 лет.
3.Воздействовать на сердечно-сосудистую и дыхательную систему, а так же системы энергообеспечения (анаэробная и аэробная система) мы можем за счет увеличения количества тренировок в недельном цикле от 2х до 4х и постепенное увеличение длительности от 45 минут до 135 минут. Длительность увеличивается за счет включения упражнений в подготовительной части (разминка) и заключительной части включающих упражнения на гибкость и восстановление.
Выделенным требованиям в полной мере соответствует игровой метод, который и используется в большинстве в возрасте 7-11 лет. Игровой метод несет основную развивающую нагрузку. Подготовка, в группах начальной подготовки по легкой атлетике, должна решать в основе ознакомительные, базовые задачи, опирающиеся на физиологические особенности детского организма. Чем шире спектр используемых видов двигательной активности, тем надежнее фундамент для следующего этапа подготовки и развития детей.